Янтарь в серебре. Украшения из янтаря

Тел.: 8(926)590-09-23; 8(967)268-72-31
amberstone@bk.ru
Продукция
Корзина
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Полезная информация
Новости о янтаре.
Пирамида из янтаря.
Цвета янтаря.
Янтарная комната.
Магические свойства янтаря
Лечебный янтарь.
Свойства янтаря
Добыча янтаря.
Инклюзы в янтаре.
Насекомые в янтаре.
Растения в янтаре.
Минералы и газ в янтаре.
Музеи янтаря.
Янтарная кислота.
Янтарная пудра.
Янтарное масло.
Легенды о янтаре.
Названия янтаря.
Происхождение янтаря.
Реставрация янтаря.
Уход за серебром
Серебро.
Все для праздника
Поздравления с Новым Годом Лошади
Прикольные анекдоты
Праздничные кулинарные рецепты, напитки, коктейли.
Стихи про женские имена.
Стихи про мужские имена.
Полезные ссылки
Цвета янтаря.

Цвета и прозрачность янтаря

 Богатая расцветка янтаря (специалисты выделяют от 200 до 400 оттенков) ставит самоцвет в ряды фаворитов среди других, не менее известных цветных камней. Палитра камня содержит практически все цвета, — свойство янтаря, которому позавидует любое другое минеральное образование.

В пестром спектре цветов, безусловно, лидируют желтый, золотисто-желтый, золотисто-оранжевый. Это способствовало появлению понятия «янтарный цвет» («янтарного цвета волосы*, «…мед», «…плоды»). Обилие в камне теплых тонов, способность его как бы излучать согревающий свет наградили янтарь эпитетом «солнечный камень».

Янтарь цвета «крови дракона» — красный и вишневый — был особенно почитаем в Китае и Японии. Носить украшения из камня, впитавшего отблески огня и напоминающего расцветкой драгоценные рубины, были достойны лишь члены правящей династии. Появлению столь редкостной окраски камни обязаны лесным пожарам. Из-за сильного прогрева почвы куски янтаря изменяли, свой цвет.

Молочно-белый янтарь только видится таким. На самом же деле это желтый камень, обильно наполненный мельчайшими пузырьками воздуха и влаги, «забеливающими» желтизну. С древнейших времен именно такие камни наделялись особой живительной силой.

Окраска редкостных голубых экземпляров варьируется от нежно-голубой до васильковой. Долгое время считалось, что такой цвет обусловлен мелчайшими включениями голубых кристалликов минерала вивианита, однако исследования показали, что необычный цвет вызван все теми же микроскопическими пустотами, которые, рассеивая цвет, создают соответствующий оптический эффект.

Нечасто встречаются и камни одноцветные, поскольку в каждом кусочке камня, как правило, переходят друг в друга множество оттенков. Цвета то усиливаются, то появляются странные оттенки розового, фиолетового, зеленого, вплоть до черного.

В основном цвет янтарей зависит от исходного состава живицы, условий ее захоронения, окаменения, наличия механических примесей, включений. Долгое время бытовало мнение, что цвет камня зависит от вида дерева, живица которого впоследствии становится янтарем. Влияет на цвет и количество янтарный кислоты в камне. Чем ее меньше, тем он светлей.

Наибольшим успехом у коллекционеров пользуются янтари фиолетового, желтого, зеленого, голубого и черного цветов. При этом самыми ценными являются голубые и зеленые.

 Прозрачный, как слеза.

Ценность янтаря определяют не только размеры, форма, цвет, но и его прозрачность, чистота, светопроницаемость. Плиний Старший говорил, что блеск самоцвета должен быть таким, чтобы, смотря на камень, человек видел отражение огня, а не сам огонь.

По степени прозрачности застывшая смола варьируется от совершенно прозрачной, наподобие льда, до непрозрачной. Степень прозрачности за висит от наличия микропустот — пузырьков газа и влаги, окраски минерала, различных примесей и других факторов. Например, прозрачный соломенно-желтый янтарь или совершенно не содержит пузырьков, или же они настолько крупные, что практически не влияют на прозрачность. В полупрозрачных образцах пузырьки занимают до 30% объема камня, в непрозрачных — до 50%.

 Талант «живописца»

Белые, цвета слоновой кости, облачные, струйчатые, со следами «морозного узора», с расплывчатыми пятнами, с почти узнаваемыми образами гребней волн, бегущей поземки, водорослей — все это создано пузырьками газа и влаги.

Если положить кусочек мутного янтаря под микроскоп, то мы увидим в нем множество пустот округлой формы и пузырьков. Количество пустот в 1 кубическом миллиметре янтаря белесоватой окраски составляет порядка шести сотен. У совершенно непрозрачного, костяного камня их намного больше — 900 тысяч (!). Анализируя пузырьки газа, ученые узнают состав древней атмосферы нашей планеты.

Рисунчатые камни позволяют художникам-ювелирам обыгрывать предложенныеприродой сюжеты в различных украшениях: кулонах, брошах, гарнитурах, вся красота которых сосредоточена в самоцвете. Удачное обрамление из металла лишь подчеркивает завораживающую красоту излучающего тепло камня. Самые выразительные рисунки, наподобие живописных картин, обрамляют изысканной рамкой.

 В разные исторические эпохи янтарь ценился неодинаково. Употребляемый в античном Риме для курения белый и восковой янтарь стоил относительно дешево, зато прозрачный красноватый камень был дорог. В начале нашей эры особенно ценились золотисто-прозрачные каменья, облагороженные провариванием в меде.

В странах Востока наряду с желтыми прозрачны­ми янтарями ценились молочно-белые «облачные» камни с повышенным содержанием янтарной кислоты. Последние, по мнению многих, обладали особыми целебными свойствами.

Всегда ценились полупрозрачные янтари с зеленоватыми и голубоватыми отливами.

В настоящее время принято считать янтарем высшего качества те самоцветы, которые обладают ли-монно-желтым цветом и равномерно просвечивают по всей массе камня.

 Выстроенные в ряд

Существуют самые различные варианты подходов к систематизации благородного материала. Ими в различные времена пользовались ювелиры, торговцы самоцветами, ученые-геммологи, палеонтологи и другие заинтересованные лица.

Китайцы еще в V веке выделяли несколько видов янтаря:

красная смола хвойного дерева — тусклый хрупкий камень с поперечными полосами;

каменный янтарь — тяжелый камень, желтой окраски;

водяной янтарь — камень, окрашенный в светлые красные тона или желтый камень с бороздками;

цветочный янтарь — внутренняя структура камня напоминает «конский хвост» или внутреннюю часть ствола сосны;

янтарь «предметов и фигурок» — этот уникальный камень содержит в себе различные объекты;

черный янтарь (гагат) — самый красивый из всех янтарей;

собственно янтарь («ху-по») — имеет кроваво-красную окраску.

В одной из современных классификаций в основу положена прозрачность камня, зависящая от наличия пузырьков в камне. По этому признаку различают янтарь прозрачный, полупрозрачный (облачный), бастард (непрозрачный, но просвечивающийся в тонких сколах) и пенистый (непрозрачный). Нередко, однако, встречаются образцы, где сочетаются все эти разновидности.

 На основе комплекса свойств отечественный балтийский янтарь еще во второй половине XIX века был разделен на шесть видов:

сукцинит — составляет около 98% всего балтийского янтаря; является основным добываемым сырьем;

геданит («гнилой янтарь») — составляет немногим более 2% всей добычи камня; цвет колеблется от желтого до грязно-желтого; встречается редко;

стантинит — редкий янтарь буро-черного цвета;

беккерит — редкий янтарь бурого цвета, вязкий;

кранцит («незрелый янтарь») — крайне редкий, зеленоватых оттенков, мягкий, эластичный;

глессит — очень редкий янтарь красно-бурых тонов.

Для того же балтийского янтаря практикуется несколько условное разделение на сорта (всего 9) в зависимости от цвета, прозрачности и полируемости камня:

кляр — прозрачный самоцвет с характерным янтарным цветом от почти бесцветного до темно-коричневого; высоко ценится благодаря своей прозрачности и красивому цвету; легко полируется;

полупрозрачный (дымчатый) — слегка замутнен, с прозрачными просветами; цвет колеблется от желтого до темно-желтого, реже красный, еще реже голубоватый; легко полируется;

бастард — характеризуется средней прозрачностью и неоднородным желтым цветом с темными пятнами; легко полируется;

костяной — непрозрачный, белый, похож на слоновую кость, оттенков мало; полируется;

красный — непрозрачный; не полируется; слоистый — белый; не полируется;

пенистый — непрозрачный, белый; по внешнему виду не похож на янтарь; строением напоминает за&стывшую пену; самый пористый, соответственно, наиболее легкий сорт самоцвета; не полируется;

загрязненный — от серого до черного; непрозрачный; не полируется;

вскрышной — красный, с толстой коркой окисления; просвечивает; полируется плохо.

 Янтарь «голубых кровей»

Несмотря на совершенство сотворенных природой смоляных камней, влюбленные в них мастера не единожды пытались улучшить самоцветы. Сделать абсолютно прозрачными, обогатить цветовую гамму, получить тот или иной эффект... Облагороженный минерал ценился дороже, и использовали его только для самых изысканных ювелирных или прочих изделий.

Просветление. Один из самых древних способов облагораживания янтаря. Еще Плиний Старший рекомендовал для этой цели брать жир молодого поросенка. При кипячении в расплавленном жире пузырьки, забеливающие самоцвет, постепенно заполняются жиром, зрительно делая камень однородным по составу. Янтарь становится полностью прозрачным. Рекомендованный Плинием животный жир с успехом заменяет льняное или сурепное масло.

Из просветленного янтаря в XIX веке изготавли­вали очки, увеличительные и зажигательные стекла. От янтарного стекла порох вспыхивал быстрее, чем от стекла настоящего.

Прокаливание. Данный прием обработки позволяет достигнуть двойного эффекта: просветления и появления внутри камня так называемой «рыбьей чешуи». С этой целью кусочки замутненного янтаря прогревают в песке при температуре свыше 100 (140—150) градусов С.

Окрашивание. В Древнем Риме мастерам по обработке янтаря был известен способ изменения окраски камня под благородные самоцветы красного цвета. Янтарь вываривали в козлином сале или ином масле, при температуре 150—200° С, куда в качестве пигмента добавлялся корень Auchuga tinctoria, морской пурпур, добываемый из моллюсков, ализарин, индиго и некоторые другие естественные красители, растворимые в масле. Такой янтарь ценился на вес золота.

Для получения янтаря красноватых оттенков практиковалось проваривание камня в меду. Однако при этом на нем часто появлялась тонкая сеточка трещин.

 

 
Янтарь в серебре. Ювелирные украшения и изделия из янтаря © 2017