Янтарь в серебре. Украшения из янтаря

Тел.: 8(926)590-09-23; 8(967)268-72-31
amberstone@bk.ru
Продукция
Корзина
Показать корзину
Ваша корзина пуста.
Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Полезная информация
Новости о янтаре.
Пирамида из янтаря.
Цвета янтаря.
Янтарная комната.
Магические свойства янтаря
Лечебный янтарь.
Свойства янтаря
Добыча янтаря.
Инклюзы в янтаре.
Насекомые в янтаре.
Растения в янтаре.
Минералы и газ в янтаре.
Музеи янтаря.
Янтарная кислота.
Янтарная пудра.
Янтарное масло.
Легенды о янтаре.
Названия янтаря.
Происхождение янтаря.
Реставрация янтаря.
Уход за серебром
Серебро.
Все для праздника
Поздравления с Новым Годом Лошади
Прикольные анекдоты
Праздничные кулинарные рецепты, напитки, коктейли.
Стихи про женские имена.
Стихи про мужские имена.
Полезные ссылки

Янтарная комната.

 «Янтарный кабинет» — как первоначально называлось бесценное творение европейских мастеров, или «Янтарная комната» — как стали величать изумительный подарок прусского короля в России, стал без всякого преувеличения выдающимся памятником декоративно-прикладного искусства мирового масштаба. В его создании были задействованы все известные в ту пору способы обработки янтаря, замечательным образом раскрывающие художественные возможности самоцвета.

Судьба этого удивительного творения полна собтий, достойных детективного романа. В 1701 году придворный датский мастер резьбы по янтарю Готфрид Вольфрам по рекомендательному письму короля Дании Фредерика IV прибыл ко двору прусского короля Фридриха I. Идея пригласить мастера для создания янтарного кабинета в Большом королевском дворце в Берлине пришла в голову архитектору Андреасу Шлюттеру, занимавшемуся в то время перестройкой дворца. Однако Андреаса Шлюттера вскоре разжаловали, а янтарный кабинет было решено устроить в замке Шарлоттенбург, близ Берлина. В 1707 году из-за разногласий с новым архитектором прусского двора, когда часть запланированных работ была уже выполнена, заказ передали Готфриду Туроу и Эрнсту Шахту, мастерам-янтарщикам из Данцига. Работа длилась около пяти лет, но в 1713 году, после смерти Фридриха I, прекратилась. Новому королю Пруссии янтарный кабинет оказался неинтересен, и он в разобранном виде отправил его в берлинский Цейхгауз.

Однако уже в 1716 году янтарный кабинет покинул свои застенки и был подарен российскому императору Петру I. Как позже отметят историки, в знак признания могущества России и как залог союзнических отно­шений Пруссии с великой соседней державой.

Охочий до всяких редкостей Петр был в восторге от солнечного чуда. В своем письме из Амстердама от 17 января 1717 года Петр приказал послать упакован­ный янтарный кабинет в Мемель (ныне Клайпеда), где он был принят обер-гофмейстером курляндской герцогини Анны Ивановны П. Бестужевым-Рюминым и под воинским конвоем отправлен через Ригу в Петербург.

И только в 1743 году по указу Елизаветы Петров­ны Янтарная комната была извлечена из ящиков и установлена под непосредственным наблюдением гоф-интендантской конторы в Зимнем дворце (бывший Апраксин дом, превращенный в Зимний дворец при Анне Ивановне). При этом пришлось прикупить немало янтарей, сделать ряд исправлений и починок по наилучшему искусству и даже вырезать вновь некоторые «штуки» под руководством мастера Мартелли и по рисункам архитектора Растрелли. В течение 10 лет янтарная комната украшала один из залов Зимнего дворца.

В 1755 году по прихоти императрицы Елизаветы Петровны убранство янтарной комнаты было разобрано и по частям на руках (специально было отобрано 76 гвардейцев) перенесено в Царское Село в Екатерининский дворец. Для нее отвели комнату значительно больших размеров, чем это было ранее. Много изобретательности и умения потребовалось проявить Мартелли и Растрелли, чтобы «вписать» Янтарную комнату в помещение. Недостававшие части при новом распределении янтарных украшений были сделаны вновь.

Под наблюдением Растрелли янтарная комната, после тщательных исправлений, сделанных мастером Мартелли, была поставлена на место и некоторое время сохранялась в таком виде; позднее она много раз исправлялась: в 1760 году, в 1763—1764 годах, в 1830 году и в 1894— 1897 годах, причем оба последних раза работа выполнялась мастерами Петергофской гранильной фабрики, а янтарь выписывался из Кенигсберга.

Выполненная при участии мастеров с мировыми именами, янтарная коната производила исключительно художественное впечатление. Она заслуживала особого внимания и по своему материалу: в ней с большим вкусом были подобраны разнообразнейшие цвета янтаря, то молочного и непрозрачного, то играющего ярким золотистым светом благодаря подложенной под него фольге. Цельность янтарной комнаты дополняли три витрины с 70 предметами из янтаря прекрасной работы, относящиеся к XVII и XVIII векам.

Однообразие общего золотистого тона стен оживляли четыре картины флорентийской мозаики (с картин Паннини) совершенно исключительной итальянской работы, преимущественно из камней Сицилии и маремских кремней. По технике картины должны быть отнесены к XVII или началу XVIII века.

Большой знаток и любитель драгоценных и поделочных камней, известный исследователь декоративно-прикладного искусства Фелькерзам писал: «Она [Янтарная комната] представляет смесь стилей барокко и рококо и является настоящим чудом не только по большой ценности материала, искусной резьбе и изяществу форм, но главным образом благодаря прекрасному, то темному, то светлому, но всегда теплому тону янтаря, придающему всей янтарной комнате невыразимую прелесть. Все стены зала сплошь облицованы мозаикой из неровных по форме и величине кусочков полированного янтаря, почти однообразного желтовато-коричневого цвета. Резными рельефными рамами из янтаря стены разделены на поля, середину которых занимают четыре римских мозаичных пейзажа с аллегорическими изображениями четырех из пяти человеческих чувств. Картины эти исполнены мозаикой из цветных камней и вставлены в рельефные янтарные рамы. Какой массы труда потребовало создание этого единственного в своем роде произведения! Богатый фантастичный стиль барокко, примененный к декорации янтарной комнаты, еще увеличивает трудность решения задачи. Несмотря на все технические затруднения, непрочный хрупкий материал отлично приспособлен к барочным формам орнамента; наряду с этим он украшает рамки и панно, барельефы, маленькие бюсты, разные фигуры, гербы, трофеи и т. п. Вся эта декорация производит одинаково приятное впечатление как при солнечном, так и при искусственном свете. Здесь нет ничего навязчивого, крикливого; вся декорация настолько скромна и гармонична, что иной посетитель дворца, пожалуй, пройдет по этому залу, не давая себе отчета в том, из какого материала создана облицовка стен, коробки окон и дверей и орнаменты на стенах. Больше всего напоминая мрамор, янтарная облицовка, однако, не производит впечатления холода и пышности, присущих мрамору, и при этом по красоте далеко превосходит облицовку из самого драгоценного дерева. Янтарная комната двухсветная и выходит тремя окнами до полу на площадь дворца. В простенках — зеркала, тоже до полу, в лепных золо­ченых рамах — рокайль. Посреди зеркал находятся золоченые бра, богато украшенные таким же орнамен­том. Витрины под окнами полны всяких безделушек из янтаря; здесь имеются шахматные фигуры, табакерки, коробочки и т. п. На одной из стен янтарем выложены года 1709 и 1760, относящиеся к изготовлению и установлению Янтарной комнаты.

Еще сто лет назад люди дивились этому чуду, бережно храня его и лелея. Однако в 1941 году, из-за угрозы блокады Ленинграда немецкими войсками, ценности стали вывозить в безопасные места. Из-за сложности демонтажа и транспортировки Янтарная комната была оставлена на последнюю очередь, чтобы быть вывезенной под непосредственным наблюдением директора Эрмитажа. Но немцы заняли Пушкин (бывшее Царское Село), и вывезти Янтарную комнату работникам Эрмитажа не удалось.

Батальон немецкого спецназа за рекордно короткий срок (6 солдат за 36 часов) демонтировали комнату и в сопровождении высокого военного чина, двух капитанов, сержанта и шести рядовых, переправили ее в Прусский музей изящных искусств в Кенигсберге. Здесь, на третьем этаже Кенигсбергского замка, она была смонтирована в 1942 году.

Спустя год англичане начали бомбить Кенигсберг, дважды бомбы попадали в замок, и Янтарную комнату пришлось срочно разобрать. Тщательно упакованные для длительной транспортировки панели и детали убранства Янтарной комнаты при отступлении немцев были сложены во дворе замка, а затем отбыли в неизвестном направлении. Это произошло не позднее апреля 1945 года, когда Кенигсберг был взят советскими войсками.

Что случилось с Янтарной комнатой, никто не знает. Директор кенигсбергского музея Альфред Роде и его жена погибли при невыясненных обстоятельствах, а многолетние поиски шедевра оказались безуспешными. Лишь в 2000 году удалось возвратить фрагмент стенного убранства знаменитого Янтарного кабинета — флорентийскую мозаику «Осязание и обоняние» — и комод, который когда-то стоял в Янтарной комнате.

В 1976 году, под руководством архитектора Г. Хозацкого, были начаты работы по воссозданию Янтарной комнаты. В основу были положены сохранившиеся в архивах 30 крупноформатных негативов убранства зала, подробные описания и рисунки. За время работы мастерам пришлось заново открывать для себя все тонкости резьбы по камню, инструменты, которыми пользовались резчики когда-то, они проводили сложные кропотливые расчеты, делали прорисовки, переснимали фотографии, воспроизводя их в натуральную величину янтарных деталей. Если учесть, что площадь помещения составляет около 100 квадратных метров, высота потолка — 7 метров, а размеры янтарных «декораций» — 55 квадратных метров (при весе 860 килограммов), то работа предстояла неимоверно трудная и крайне ответственная. Калининградский янтарный комбинат поставил художникам по камню около 10 тонн янтаря самого высокого качества. Первоначально завершить работы планировалось в 1990 году. Однако в силу различных обстоятельств счастливый момент отодвинулся более чем на десятилетие. Наконец, в дни празднования 300-летия северной столицы двери вновь засиявшей всеми оттенками солнца Янтарной комнаты были открыты.

 Хронология событий

1701—1713 годы — создание Янтарного кабинета Готфридом Вольфрамом, а затем Готфридом Туроу и Эрнстом Шахтом.

1716 год — преподношение Янтарного кабинета в дар российскому императору Петру I.

1743 год — первичный монтаж Янтарной комнаты в одном из залов Зимнего дворца Петербурга.

1755 год — демонтаж, перенос и установка Янтарной комнаты в Екатерининском дворце Царского Села.

1941 год — демонтаж Янтарной комнаты немецким спецназом и вывоз ее в Кенигсберг.

1942 год — установка комнаты в Прусском музее изящных искусств Кенигсберга. Музей янтаря

1945 год — вывоз Янтарной комнаты в неизвестном направлении. Потеря ее следов.

1976 год — начало работ по воссозданию Янтарной комнаты в Екатерининском дворце города Пушкина.

2000 год — возвращение фрагмента стенного убранства Янтарной комнаты — флорентийской мозаики «Осязание и обоняние» — и комода, который некогда стоял в комнате.

2003 год — окончание работ по воссозданию Янтарной комнаты. Торжественное открытие в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга для организованного доступа граждан.

 

 
Янтарь в серебре. Ювелирные украшения и изделия из янтаря © 2024