Процесс изготовления изделий с финифтью.
Процесс изготовления финифти в целом делится на три стадии: 1 – изготовление пластин и покрытие их белой эмалью, 2 – роспись (живопись), 3 – ювелирное обрамление, каждой из которых занимаются различные специалисты: белоготовильщик (эмальер), живописец и ювелир.
Сначала из тонкого листа вырезается нужной формы и размера пластина. Затем на специальном полене при помощи молоточка пластинка выбивается от центра к краям по спирали, делается слегка выпуклой с одной стороны. Далее она покрывается эмалью, которая наносится способом посыпания через мелкое сито.
После каждой «посыпки» пластинку надо обжечь в течение одной двух минут при высокой температуре (свыше 800 градусов) для лучшего сплавления эмали с металлом. Для большей прочности и равномерного прогревания обратную сторону пластинки также покрывают тонким слоем эмали – контрэмалью.
Процесс живописи начинается с подготовки краски. В настоящее время пользуются готовыми надглазурными керамическими красителями, а раньше эмаль дробили в специальной ступке, затем тщательно растирали на плоском камне с углублением в центре в мельчайший порошок, прибавляя небольшое количество воды. В полученный порошок добавляли оксиды различных металлов, сообщающие краске различные цвета. Чтобы подготовить сухой красящий порошок к работе, его растирают мастихином с машинным маслом до получения густой однородной массы.
Далее на кальку наносится нужный рисунок, прокалывается по контуру иглой, затем бумага накладывается на белую пластину, смазывается сажей, разведенной на скипидарном масле. Через проколы сажа проникает на пластину. Процесс называется «припорох». Известен еще один прием, когда рисунок не прокалывается иглой, а переводился на пластину: обратная сторона рисунка на кальке сплошь заштриховывается карандашом, затем калька накладывается на пластину, а контур рисунка обводится, отпечатываясь на ней.
Рисуют по подготовленной таким образом пластине тонкими, специально приготовленными кисточками из беличьего и колонкового волоса. Все кисти стоят промасленные, но есть и специальные "сухие", например, флейц. Флейц должен быть толстым, им пользуются, едва касаясь краски, равномерно распределяя ее по поверхности. Еще существует кисть небольшого размера — для "торцовки", тоже сухая кисть, но не особо толстая. Ею пользуются также для прописки пейзажа Последняя обработка пластины делается вновь традиционной тонкой кистью.
Живописный процесс состоит из нескольких основных моментов. После каждой стадии — "прописки" — следует обжиг. При первой прописке (так называемой малёвке) наносятся основные цвета ровными большими плоскостями.
Вторая прописка наиболее длительна по времени и разнообразна по приемам письма Во время нее дополняются основные краски, подтеняются детали, прописывается фон.
Занимаясь живописью по финифти, нужно вес время помнить: пока не высох один слой краски, нельзя наносить другой, также и обжигать молено только хорошо просушенную эмаль. Поскольку окиси металлов в краске имеют различные температуры плавления, то сначала пишут красками, требующими очень высокой температуры — до 8500 С, затем — более легкоплавкими.
Обжигают эмаль в электрическом муфеле Процесс обжига пластины требует большого умения и опыта. Нужно точно знать, чувствовать тот момент, когда эмаль достаточно хорошо расплавилась, но если упустить его и не вынуть пластину вовремя, то краска может "прогореть", и весь труд пойдет насмарку.
В работе живописца играет немалую роль знание свойств эмалевых красок, многие из них после обжига изменяют свои цвет, и даже температура плавления влияет на качество цвета эмали. Здесь нужны огромный опыт и тонкая интуиция. И наконец, когда пластина полностью готова, ее ювелирным оформлением занимается мастер-ювелир. Ставшая традиционной во второй половине века оправа из скани делается из скрученной медной проволоки. Некоторые детали изготавливаются из вальцованной (плоской) проволоки. Рисунок оправы набирается из различных завитков скани, а затем припаивается с помощью серебряного припоя и газовой горелки. Когда оправа готова, она отбеливается и покрывается тонким слоем серебра. Затем ювелир вставляет пластину в оправу и закрепляет ее плоским или сканым кастом.
Известны также финифть Сольвычегодска, Углича, Великого Устюга, Вологды и др. городов России.